О сокровищах ризницы Троице-Сергиевой Лавры - к празднику Воздвижения

О сокровищах ризницы Троице-Сергиевой Лавры - к празднику Воздвижения

Особую праздничность церковной жизни придавали роскошные многоцветные ткани.

На протяжении всего Средневековья драгоценный узорный текстиль на Руси был исключительно привозным. Различные виды шелка, парчи и бархата поступали из Италии, Турции, Ирана, Китая и необычайно высоко ценились за красоту, редкость и качество. В XVII веке яркие пелены покрывали практически все свободные поверхности жилых покоев знати, в большом количестве присутствовали в интерьерах храмов. Тканями украшали переплеты книг и обороты икон, ими оклеивали ковчеги.

Павел Алеппский с восхищением описывал покрой и декор богослужебных одежд середины XVII столетия:

«Стихари у них имеют четыре надставки из иной материи, чем та, из которой они сделаны, именно: рукава, четырехугольное оплечье и подол внизу. Стихари, так сшитые, очень красивы. Фелони у русских священников делаются очень широкие, большие, низ их сзади закруглен как бы по циркулю, и они имеют оплечья из особой материи и непременно широкую надбавку в виде каймы внизу кругом края подола. У стихарей, надеваемых в большие праздники, рукава и заплечья обыкновенно бывают или унизанные жемчугом, или густо вышитые золотом. Таким же образом украшаются и надставки на праздничных фелонях. Они щеголяют шитьем, украшениями из жемчуга и драгоценных каменьев и маленькими образками среди шитья на этих надставках, приводящих ум в удивление».

Согласно Описи 1641 года, в ризнице Троице-Сергиева монастыря находилось около 150 риз. По назначению они делились на «воскресные», «пос(т)ные» и «праздничные». «Пос(т)ные» и «воскресные» в большинстве своем имели станы из камки и скромно украшенные оплечья. «Праздничные» ризы отличались обилием драгоценного декора; по характеру оформления оплечий их можно разделить на три группы. Часть риз имела оплечья с орнаментальной вышивкой металлизированными нитями и (или) жемчугом. И всего две ризы были декорированы вышитыми лицевыми изображениями.

О сокровищах ризницы Троице-Сергиевой Лавры - к празднику Воздвижения

В 1795 году митрополит Платон писал Учрежденному Собору Лавры:

«Снятого с ветхих вещей жемчугу в ризнице имеется довольное число, и лежит без употребления, ныне намерены мы зделать на престол в Троицкий собор одежду, вынизать оную по приличию жемчугом».

Индития была вышита двумя мастерицами: жительницей Сергиевского Посада H. Е. Баскаковой и послушницей Хотьковского Покровского монастыря П. Я. Шатиловой.

Прасковья Яковлевна Шатилова (в иночестве Павла; 1765-1849) была замечательной мастерицей жемчужного низания и лицевого шитья. В 1792 году она стала послушницей Хотьковской Покровской обители, где прожила восемь лет, занимаясь вышиванием по заказам Лавры. В 1808 году П. Я. Шатилова была назначена настоятельницей Ростовского Рождественского монастыря.

Спустя год она приняла иноческий постриг и была возведена в сан игумении. Матушка Павла управляла Рождественской обителью сорок лет; современники отмечали исключительный порядок и строгость, царившие при ней в монастыре. Сестры обители традиционно занимались рукоделием, и художественный уровень их работ при игумении Павле был очень высок

Первоначально предполагалось сделать ее из яркого бархата, но затем был куплен золотный глазет, «металлическое» сияние которого гармонично сливалось с полированным и золоченым серебром напрестольной сени и прочих предметов в алтаре. На красной бархатной кайме вынизана жемчужная надпись:

устройся сия одежда на святую трапезу ТЩАНИЕМЪ И УСЕРДИЕМЪ преосвященнейшаго МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО и СЕЯ ЛАВРЫ АРХИМАНДРИТА ПЛАТОНА В 1795 ГОДУ.

Это произведение по богатству и художественному воплощению идеи не имеет себе равных среди церковных тканей того времени. Особенно впечатляют кудрявые облака с триангулами в сиянии, набранные близко посаженными, туго укрепленными переливчатыми жемчужинами. На фоне светлой блестящей ткани их массивы производят впечатление рельефной чеканки. Все жемчужные детали, кроме надписей, вышивались отдельно, а затем закреплялись на глазете. На передней (западной) лопасти распашной индитии были нашиты золотые пластины с образами Господа Вседержителя, Божией Матери, святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, вложенные императрицей Анной Иоанновной в 1730 году. Золотые дробницы с черневыми изображениями святых, находящиеся на боковых и задней сторонах, были сняты с погребальных покровов царя Бориса Федоровича Годунова и его семьи.

О сокровищах ризницы Троице-Сергиевой Лавры - к празднику Воздвижения

На кайме индитии вынизана жемчугом надпись:

всего на сей одежде жемчугу 7 фунтовъ и 85 золотн. каменья разного счетомъ 166. образовъ и вещей златыхъ числомъ 23

Драгоценные камни и запоны, как и жемчуг, были в основном спороты с обветшавших монастырских вещей. На углах напрестольной одежды эффектно подвешены четыре кисти из золотной канители с жемчужными пронизками.

Одежда на жертвенник в Троицкий собор была создана в 1796 году теми же мастерицами из пунцового бархата110. Для нее были использованы 68 камней из лаврской ризницы и 21050 жемчужин из монастырской казны. В этом произведении все детали также выполнены отдельно и нашиты на бархат. Фигура Спасителя, гора и храм виртуозно вышиты многоцветной гладью шелком и драгоценными нитями. Образ Христа, несущего на Голгофу жемчужный крест, величав и монументален. В то же время он полон земного трагизма, усиленного надписью: се человекъ и изображением орудий Страстей Господних. Обе индитии были вышиты по рисункам ведущего лаврского живописца конца XVIII века Игнатия Басова.

В 1798 году П. Я. Шатилова выполнила еще один заказ митрополита Платона - плащаницу, вышитую по темно-фиолетовому бархату шелковыми и золотными нитями, украшенную отборным жемчугом и драгоценными камнями из «ризной казны». Главной особенностью произведения является характерная для изобразительного искусства Нового времени эмоциональная выразительность, подчеркнутая экспрессия фигур, клубящиеся облака и затмившиеся светила. Центр композиции - огромный крест, сияющий золотым светом. У его подножия изображено Оплакивание Христа, а в стороне, слева - коленопреклоненная фигура с надписью: платой митроп. москв. Поза Владыки с молитвенно сложенными руками, преклоненной головой, широким ниспадающим плащом напоминает «нерукотворенное» изображение молящегося перед Распятием монаха на любимой митрополитом Платоном агатовой панагии 1784 года. Необыкновенно красива широкая кайма вокруг средника плащаницы с каллиграфической прорисовкой литургического текста, вынизанного жемчужными зернами. На плащанице имеются и редчайшие для русского церковного искусства надписи: у подножия гроба - 1798 года, в правом нижнем углу - вышивала праск. ШАТИЛОВА.


© 2010 - 2023. Золотошвейная мастерская лавры
Разработка и поддержка сайта rekursium.ru

Виджет VK

Провославный календарь